Кустрей Михаил Захарович
В августе 1940 года в Харьковское авиационное училище прибыла группа ребят из города Кричева и района. Они только что окончили среднюю школу и были призваны в Красную армию. Приехал и Михаил Кустрей из деревни Сокольничи, окончивший среднюю школу. Всего белорусов было восемьдесят три человека.
Прошел трудный, напряженный год ускоренной боевой подготовки. Армейская служба помогла Михаилу стать настоящим солдатом. С детства он много работал с отцом и в поле и дома. 8 июля 1941 года, когда уже шла Великая Отечественная война, отличник боевой подготовки Михаил Захарович Кустрей стал штурманом дальнего бомбардировщика, старшим сержантом 285-го скоростного бомбардировочного полка. Полк тогда располагался в знаменитых гоголевских местах, в Миргороде.
Пришел приказ вывезти из Полтавы двадцать пять летчиков, вышедших из вражеского окружения. Они были нужны армии. Итак, двадцать пять товарищей по оружию, да еще пять членов экипажа бомбардировщика. Самолет прибыл в срок и точно туда, где его ждали.
Молодой штурман М. Кустрей свое дело знал отлично. Но только взлетели, как столкнулись с фашистскими истребителями. Прикрыть бомбардировщик было некому. Гитлеровцы расстреляли машину на взлете. Самолет развалился пополам и загорелся. Михаил Кустрей и еще несколько человек спаслись чудом, но у них были сильные ожоги и тяжелые ранения. Лечили Михаила в Харькове. Врачи сами не очень надеялись на успех лечения. Мучило и тяжелое ранение в руку – вынули кость от кисти до локтя. Рана заживала медленно. Поправился, стал выходить на прогулку. Однажды встретилась на пути женщина-военврач.
Военврач Киселёва помогла Михаилу попасть в один из военных госпиталей в Рубцовске на Алтае. Снова больничная палата. Потом пришел день, когда его выписали как инвалида. Посоветовали искать работу по силам. Михаил пошел к медицинскому начальству. Объяснил, что он знает, что такое война и хорошо изучил авиационное дело, любит его и не желает уходить из авиации. Генерал, начальник медицинской службы, посмотрел на старшего сержанта с удивлением: ведь фактически без руки. Какая тут боевая авиация.
И все-таки в авиаотряде появился старший сержант М.З. Кустрей, которому поручили преподавать штурманское дело. Преподавал успешно, хотя и не имел офицерского звания. Потом пришлось летать на машинах, выполнявших особые задания. Совершал полеты из Москвы на фронт с пассажирами, за которыми охотилась и фашистская разведка и гитлеровские летчики-истребители. Например, во время Ясско-Кишиневской битвы штурман М. Кустрей прокладывал курс для самолета, на котором летели из столицы на юго-запад командующие фронтов И.С. Конев и Ф. И. Толбухин, маршал С.К. Тимошенко, представитель Ставки. Конечно, впереди и над ними шли истребители прикрытия. Но все равно ответственность на штурмана ложилась огромная. Нельзя было допустить малейшей ошибки: точно по курсу должен идти самолет. С ним летал из Москвы в Берлин первый комендант поверженной фашистской столицы – Берлина – генерал Н.Э. Берзарин.
В «полетной книжке» штурмана М. З. Кустрея, которую он подарил Кричевскому краеведческому музею, записаны сотни часов особо важных полетов и вылетов по специальному заданию.
Однажды командир части сказал Михаилу Захаровичу, что нужно срочно доставить в Будапешт известного писателя и поэта, военного корреспондента. Пассажир подошел к самолету и подал руку:
- Константин Симонов, специальный корреспондент «Красной Звезды».
Человеком он был интересным. Много спрашивал, сам кое-что рассказывал. Его интересовали полеты дальнего бомбардировщика, отдельные эпизоды.
После победы Михаил Захарович вернулся в родные Сокольничи. Работал в деревне сельским библиотекарем. Потом стал отличным преподавателем военного дела в школе. Его труд отметило Почетной грамотой командование Белорусского военного округа.
раскрыть » / « свернуть